НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Масла"

1 — в ранговой, учитывая, что видовой и ранговый анализы необходимы для повышения эффективности эксплуатации, в частности при планировании ремонта, заказе комплектующих, масла, проводов, изоляционных материалов.

Применение совтола взамен традиционно используемого трансформаторного масла позволило в свое время значительно уменьшить стоимость строительной части элект^ ротехнических помещений, повысить пожарную безопасность объектов и снизить затраты на эксплуатацию электрооборудования.

МАСЛА

Характеристики и показатели трансформаторного масла

Трансформаторным (изоляционным) маслом заполняются баки силовых трансформаторов и реакторов, масляных выключателей, измерительные трансформаторы и вводы.

Масло в трансформаторах и реакторах используется в качестве охлаждающей среды и изоляции.

Масла различных марок существенно отличаются по своим диэлектрическим свойствам, поэтому каждое из них предназначается для заливки в оборудование определенных классов напряжения.

Трансформаторное масло подразделяется: на свежее сырое (без присадок или стабилизированное присадкой) в том виде, в каком оно поставляется заводом: регенерированное; чистое сухое (свежее сырое или регенерированное масло либо смесь этих масел после подсушки); эксплуатационное (показатели которого соответствуют нормам на масло, находящегося в эксплуатации с момента ввода в эксплуатацию до момента слива на регенерацию); отработавшее (у которого после некоторого периода эксплуатации показатели не соответствуют нормам на эксплуатационное масло).

Основные физико-химические и диэлектрические свойства трансформаторных масел следующие.

Электрическая прочность является одной из основных характеристик масла, которая определяется по пробивному напряжению.

Для свежего масла пробивное напряжение должно быть не менее 30 кВ.

Снижение пробивного напряжения свидетельствует, как правило, о загрязнении масла водой, воздухом, волокнами и другими примесями.

Тангенс угла диэлектрических потерь (tg 5) характеризует свойства трансформаторного масла как диэлектрика.

Диэлектрические потери характеризуют его качество и степень очистки свежего масла, а в процессе эксплуатации — степень его загрязнения и старения.

Темный цвет свежего масла характеризует отклонения в технологии его изготовления на заводе.

Механические примеси — нерастворенные вещества, содержащиеся в масле в виде осадка или в взвешенном состоянии.

Это — волокна, пыль, продукты растворения в масле компонентов, применяемых в конструкции трансформатора (лаков, красок и т.

Другие примеси появляются в масле после внутренних повреждений трансформатора (электрической дуги, мест перегревов) в виде обуглившихся частиц.

По мере старения в масле накапливается шлам, который, осаждаясь на изоляции, ухудшает ее диэлектрические свойства.

Влагосодержание как показатель состояния масла тщательно контролируется в эксплуатации.

Температура вспышки масла характеризует степень его испаряемости.

Температура вспышки для обычных трансформаторных товарных масел колеблется в пределах 130.

150 °С, а для арктического масла от 90 до 115 °С и зависит от упругости их насыщенных паров.

В отношении пожарной безопасности большую роль играет температура самовоспламенения — это температура, при которой масло при наличии воздуха над поверхностью загорается самопроизвольно без поднесения пламени, температура самовоспламенения трансформаторных масел составляет 350.

Кислотное число масла — это количество едкого кали (КОН), выраженного в миллиграммах, необходимое для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла.

Этот показатель характеризует степень старения масла, о чем свидетельствует появление в нем кислотных соединений.

Водорастворимые кислоты и щелочи, содержащиеся в масле, свидетельствуют о его низком качестве.

Стабильность проверяется в эксплуатации при получении партий свежего масла путем проведения его искусственного старения (окисления) в специальных аппаратах.

Температура застывания проверяется для трансформаторных масел, работающих в северных районах.

Это наибольшая температура, при которой масло застывает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° его уровень в течение 1 мин остается неизменным.

Недопустимое повышение вязкости масла из-за снижения температуры окружающего воздуха может стать причиной повреждения подвижных элементов конструкции трансформатора (маслонасосов, РПН), а также ухудшает теплообмен, что приводит к перегреву и старению изоляции (особенно витков) токо-ведущих частей трансформатора.

Повышение содержания газа (в том числе воздуха) в масле приводит к ухудшению его свойств: возрастанию интенсивности окисления масла кислородом воздуха и, кроме того, некоторому снижению электрической прочности изоляции активной части трансформатора.

Показатель преломления контроля содержания в масле нафте-ноароматических углеводородов.

, Основные показатели качества трансформаторного масла представлены в табл.

Отечественные масла марок Т-750, Т-1500 и ГК по качеству являются конкурентами зарубежным маслам.

Смешение трансформаторных масел.

Специальные исследования, проведенные отечественными научными организациями, показали, что при смешении масел различных марок в любых отношениях они не образуют смесей с отрицательными свойствами, т.

На практике перед смешением различных масел необходимо проверять tg5 их пробной смеси,

1 Предельно допустимые значения показателей качества трансформаторного масла

Показатель качества трансформаторного масла Значения показателей качества масла различных марок свежего сухого перед заливкой в оборудование после заливки в оборудование и перед вводом в эксплуатацию эксплуатационного (всех марок) ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 гк ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 ГК

Показатель качества трансформаторного масла Значения показателей качества масла различных марок свежего сухого перед заливкой в оборудование после заливки в оборудование и перед вводом в эксплуатацию эксплуатационного (всех марок) ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 ГК ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 ГК

Стабильность против окисления**: масса осадков после окисления, %, не более кислотное число окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более Отсутствие 0,1 0,01 0,1 0,008 0,05 0,01 0,15 0,01 0,2 0,01 0,1 0,01 — — — — — —

Влагосод ержание, массы, не более: для трансформаторов с азотной или пленочной защитой масла для трансформаторов без специальной защиты масла 0,001 0,002 0,001 0,002 0,001 0,002 0,001 0,002 0,001 0,002 0,001 0,002 0,001 0,0025 0,001 0,0025 0,001 0,0025 0,001 0,0025 0,001 0,0025 0,001 0,0025 0,001 0,0025

Показатель качества трансформаторного масла Значения показателей качества масла различных марок свежего сухого перед заливкой в оборудование после заливки в оборудование и перед вводом в эксплуатацию эксплуатационного (всех марок) ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 ГК ТСп ТКп ТАп Т-750 Т-1500 ГК

Температура застывания, "С, не выше -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 -45 — * Проба трансформаторного масла, предназначенная для определения tgd, дополнительной обработке не подвергается.

** Условия определения стабильности масла против окисления следующие: для марок Т-750 и Т-1500 — длительность 30 ч, температура окисления 130 °С, расход кислорода 50 см3/мин; для марок ТСп, ТКп, ТАп — соответственно 14 ч, 120° и 200 см3/мин; для марки ГК — соответственно 14 ч, 155 °С и 50 см3/мин.

Не допускается смешение свежих и эксплуатационных масел в силовых трансформаторах на напряжение 110 кВ и выше, если tg5 их пробной смеси превышает tg5 одного из компонентов.

Очистка и сушка трансформаторного масла

Как правило, в новые или прошедшие капитальный ремонт трансформаторы заливается свежее или восстановленное (отвечающее всем требованиям) трансформаторное масло.

Масло, прибывшее вместе с трансформатором, проверяется по первым шести показателям, приведенным в табл.

Масло, прибывшее с нефтеперегонного завода или базы централизованного хранения нефтепродуктов, проверяется по всем показателям табл.

Масло, предназначенное к заливке в трансформаторы, при необходимости дополнительно очищается, обезвоживается и дегазируется.

) может осуществляться путем отстоя масла, центрифугирования, фильтрования и сушки.

Очистка заключается в основном в удалении из масла механических примесей и шлама, при этом из него удаляется и определенное количество влаги.

Очистка масла производится в два этапа.

На первом этапе из масла удаляются взвешенные частицы, обнаруживаемые визуально.

На втором этапе масло проходит более глубокую очистку с применением фильтр-пресса, где оно очищается фильтрованием.

В последнее время для очистки масла от механических примесей используют фильтры герметичной конструкции типа ФГН-30, ФГН-60 и ФГН-120 (табл.

Очищенное масло проверяют по методике, сущность которой заключается в определении массы механических примесей, задержанных мембранными лавсановыми фильтрами при фильтрации.

Очевидно, что качество очистки масла от механических примесей во многом определяется видом фильтрационного материала (табл.

Максимальное содержание механических примесей в масле после одного цикла очистки (при исходном содержании механических примесей до 0,08%), %, не более 0,005 0,005 0,005 0,005

Максимальное содержание влаги в масле после одного цикла очистки (при исходном содержании юды до 1% массы), % массы, не более 0,08 0,05 0,08 0,05

Температура нагрева масла в электронагревателе, "С 25 35 25 30

Минимальное количество очищаемого масла в час, м3 0,22 0,3 0,22 0,3

3 Характеристики фильтр-прессов разной производительности негерметичной конструкции для очистки масла от механических примесей

4 Характеристики некоторых фильтров герметичной конструкции для очистки масла от механических примесей

Содержание механических примесей в масле после трех циклов его обработки (при исходном содержании от 0,01 до 0,03% массы), % массы, не более 0,005 0,0004

При фильтровании через фильтр-прессы трансформаторное масло под давлением 0,4.

Помимо механических примесей, необходимо удалить из масла влагу.

Сущность метода заключается в том, что в специальной вакуумной камере производится тонкое распыление увлажненного масла.

Образующиеся при этом пары воды отсасываются вакуумным насосом, а осушенное масло выпадает в виде капель на дно камеры.

В резервуары с маслом вместимостью до 60 м3 устанавливают по одному фильтру с массой силикагеля 5 кг, а в резервуары вместимостью более 60 м3 — по два фильтра с массой силикагеля по 5 кг.

Схема вакуумной (холодной) сушки трансформаторного масла:

1 — маслоуказательное стекло; 2 — бак сырого грязного масла; 3 — масляные насосы (Р„ = 2.

60 °С); 5— центрифуга и фильтр-пресс; 6 — вакуумный бак чистого масла; 7 — маслоуказательное стекло; 8 — распылитель масла (форсунка); 9 — вакуумметр; 10 — вакуумный насос (Рвак = 5.

8 Емкость термосифонных фильтров для регенерации масла Двухобмоточные трехфазные Трехобмоточные

количество на 35 кВ на ПО кВ на ПО кВ силика-гелю, кг масла, кг Масса Масса с Масса кВА масла, кг кВА масла, кг кВА масла, кг

1 кг силикагеля на 1000 кг масла, залитого в защищаемое оборудование (трансформатор).

Метод глубокой сушки трансформаторного масла

Сушка трансформаторного масла наиболее эффективно производится с применением цеолита марки NaA, размер пор которого не превышает 4 А (4х10~8 см).

9 А, так как наряду с водой и другими низкомолекулярными соединениями они поглощают из масла ионол, что нежелательно.

При пропускании сырого масла через слой высушенного цеолита молекулы воды поглощаются его порами и удерживаются в нем.

На практике це-олитовая установка имеет производительность по маслу от 1600 до 2500 л/ч, состоит из четырех адсорберов, загруженных 50 кг цеолита.

¦ ^ "~~ip Is Is Ьэ tJMLJ ~ ое масло

Сырое масло

Схема цеолитовой установки для сушки масла: маслонасос; 2 — подогреватель масла; 3 — фильтры механической очистки; 4— цеолитовый фильтр-адсорбер; 5— манометр; 6 — расходомер

10 Характеристики установок для очистки, сушки и регенерации масла на цеолитах

УРТМ-200 0,2/0,7** 42 2x2,8 36 2200 1800 1700 1800 * До косой черты указана производительность при пробивном напряжении масла ниже 20 кВ, после косой черты — при пробивном напряжении выше 20 кВ.

При таком направлении потока воздуха выгорания остатков масла не приводит к значительному перегреву цеолита, и его структура сохраняется, не разрушаясь.

Перед сушкой отработанного цеолита стремятся максимально слить масло из адсорберов, продувая их в том же направлении холодным воздухом.

10 представлены характеристики установок для очистки, сушки и регенерации трансформаторного масла на цеолитах.

Заливка трансформаторов маслом

Масло, заливаемое или доливаемое в трансформатор, должно соответствовать нормам, приведенным в табл.

Трансформаторы на напряжение до 35 кВ включительно заливают без вакуума при температуре масла не ниже 10 °С; при этом температура активной части трансформатора должна быть выше температуры масла.

Трансформаторы на напряжение до 110 кВ заливают без вакуума при температуре масла не ниже 10 °С.

Перед заливкой или доливкой масла устанавливают расширитель, выхлопную трубу, газоотводный трубопровод и другие устройства, необходимые для этого.

Для подачи масла рекомендуется использовать маслоочисти-тельные установки.

Маслопроводы должны быть предварительно очищены и промыты маслом.

Включив в работу маслоочиститель-ную установку (маслонасос), подают масло в трансформатор со скоростью не более 3 т/ч до достижения необходимого уровня его в расширителе.

При заливке трансформаторов для временного хранения скорость подачи масла не ограничивается.

Температуру входящего масла при последовательном включении центрифуги и фильтр-пресса указывают для центрифуги.

Очистку масла, содержащего значительное количество воды, следует проводить сначала методом пурификации, а затем — кларификации (или фильтр-прессом).

Открыв воздухоспускные пробки на баке и составных частях трансформатора, выпускают воздух; повторно проверяют отсутствие воздуха через 12 ч отстоя масла.

Если после выпуска воздуха уровень масла в расширителе понизился ниже требуемого, масло доливают через предназначенный для этого патрубок, расположенный в верхней части бака, или через расширитель.

После заливки и отстоя масла отбирают пробу для его анализа.

Показатели залитого масла должны соответствовать требованиям табл.

Очистка трансформаторного масла производится центрифугированием или фильтрацией при циркуляции его из одного бака в другой.

Фильтрацией очищается масло от механических примесей, продуктов разложения и небольшого количества влаги.

75 "С в трансформаторах (и реакторах), имеющих охлаждение с принудительной циркуляцией масла и воздуха (если завод-изготовитель не указывает другое значение);

70 °С в трансформаторах, имеющих масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (если не указано другое значение).

Переходные процессы при наборе трансформатором нагрузки с 60 до 100 % и температуре воздуха 6 °С с dT2mJdt - -0,0015 °С/с: / — изменение температуры масла в верхней части бака; 2 — изменение задаваемого уровня температуры на выходе адаптивного задатчика интенсивности Т2ша; 3 — изменение температуры наиболее нагретой точки; 4 — изменение перепада температуры по баку; 5 — изменение расхода воздуха на охладитель; 6 — отводимая от трансформатора мощность на одну фазу нагрузки с 60 до 100 % (который может происходить, например, при аварийных режимах).

Тепловой режим трансформатора, находящегося под нагрузкой, характеризуется тепловой диаграммой, которая наглядно показывает изменение температуры масла и обмотки по высоте трансформатора.

ГОСТ 14209—69* для трансформаторов с различными системами охлаждения установлены нормированные значения: температуры охлаждающей среды ¦б-; превышения температуры масла над температурой охлаждающей среды (в верхних слоях масла дм и в средней по высоте части трансформатора вм.

ср); превышения температуры обмотки в верхних слоях масла ¦&обм и в средней части трансформатора (средняя температура обмотки) Фобм.

т; превышения температуры в наиболее нагретой точке обмотки над средней температурой обмотки еср и над температурой обмотки в верхних слоях масла е; градиент превышения температуры обмотки над температурой масла g.

т над температурой масла Ьы справедливо соотношение

Превышение температуры масла (индексы «м» опущены) в верхних слоях можно исходя из рис.

Нагрев масла трансформатора при многоступенчатом графике нагрузки: а — график нагрузки; б — изменение температуры масла где 9iy, 62у, 03у — установившиеся превышения температуры масла в верхних слоях соответственно при нагрузках трансформатора Su S2, S3; T— постоянная времени нагрева трансформатора; At — промежуток времени нагрева при нагрузке S трансформатора.

Для определения температуры масла при многоступенчатом графике нагрузки трансформатора (рис.

Решение такой системы позволяет найти начальное превышение температуры масла 90 и превышение температуры масла Вх в конце любой стуцени %:

/=1 где К, = е'//г; tt — интервал времени от начала графика нагрузки до конца i-й ступени; 6/у — установившееся превышение температуры масла в верхних слоях при неизменной нагрузке, равной нагрузке /-го интервала; п — число ступеней графика нагрузки.

Внешние исследования включают в себя: контроль показаний измерительных приборов; проверку уровня, давления, температуры и цвета масла; взятие проб масла; проверку исправности средств сигнализации, защиты, автоматики и газового реле; визуальный контроль поверхностей вводов и изоляторов, ошиновки, кабелей и контактных соединений.

Термография производится в процессе эксплуатации, когда обнаруживается та или иная аномалия и делаются предположения о возможных неисправностях, например: локальные нагревы на стенках бака силового трансформатора, могут возникать из-за разрушения изоляции шпилек или обрыва шинок заземления; аномальным считается повышение температуры, которого нет на соседних фазах или на похожих силовых трансформаторах; наблюдаемое неравномерное распределение тепловых потерь по высоте обмотки и локальные нагревы на стенках бака свидетельствуют о возможности ускоренного старения изоляции отдельных катушек или витков; перегревы крайних обмоток высоковольтных вводов говорят о разбухании дополнительной бумажной изоляции или шламообразовании; повышение температуры корпуса маслонасоса возможно из-за трения крыльчаток, дефекта подшипников, виткового замыкания в обмотке электродвигателя; нарушение плавного повышения температуры по высоте термосифонного фильтра свидетельствует о возможном шламообразовании, случайно закрытой задвижке или работе силового трансформатора в режиме холостого хода; при низкой температуре труб радиаторов возможны неисправность плоского крана радиатора, или ошибочное его закрытие, коррозия труб и шламообразование; резкое падение температуры в маслопроводе после газового реле или отсечного клапана говорит о возможности дефекта крана, расположенного у газового реле; нагрев расширителя герметичного маслонаполненного высоковольтного ввода возможен при образовании короткозамкнутого контура внутри расширителя; продольный нагрев на поверхности фарфоровой покрышки, начиная от верхнего фланца, возможен при появлении частичных разрядов из-за увлажнения верхней части остова высоковольтного ввода; нарушении герметичности прокладок маслорасширите-ля и попадании влаги; неравномерность температуры на поверхности высоковольтного ввода может возникать из-за разбухания или смещения его бумажной основы, а также из-за шламообразования на уступах его остова или нарушения циркуляции масла в нем.

Если же предполагается проводить анализ масла для определения количества фурановых соединений, по которым оценивается степень полимеризации бумажной изоляции обмоток, то забор проб масла из силового трансформатора необходимо проводить до смены термосифонных фильтров.

Если силовой трансформатор имеет систему принудительной циркуляции масла, то забор проб масла следует проводить как при включенной, так и при выключенной системе циркуляции (степень загрязнения масла механическими примесями определяется по температурной зависимости tg5).

Минимальная оценка их состояния включает в себя внешний осмотр и взятие проб масла, а также диагностику в объеме межремонтных испытаний.

Лабораторный этап состоит из анализа взятых при внешнем исследовании проб масла и заполнения соответствующих форм для последующего хранения результатов.

Анализ проб осуществляется с целью определения свойств масла как элемента изоляции и охлаждающей среды трансформатора, РПН, высоковольтных вводов и дугогасящей среды в устройствах РПН, а также как источника информации о внутреннем состоянии оборудования.

Результаты лабораторных испытаний масла позволяют выделить две области его эксплуатации: область нормального состояния и область риска.

Трансформатор должен быть снабжен соответствующими видами защиты от различных повреждений и ненормальных режимов работы (от внутренних повреждений, многофазных замыканий в обмотках и на их выводах, сверхтоков в обмотках, обусловленных внешними КЗ или возможными перегрузками, понижения уровня масла и т.

Характеристики изоляции трансформаторов с маслом измерять при температуре верхних слоев масла не ниже 10 °С.

Температуру трансформаторов без масла измеряют термометром, установленным в кармане термосигнализатора на крышке бака; при этом карман заполняют трансформаторным маслом.

При нагреве трансформатора с маслом температуру изоляции принимают равной температуре обмотки ВН, определяемой по сопротивлению этой обмотки постоянному току; это измерение производят не ранее чем через 60 мин после отключения нагрева обмотки током или через 30 мин после отключения внешнего нагрева.

При нагреве трансформатора без масла и определении значения Д С/ С температуру изоляции измеряют термометром (или термопарой) на верхнем ярме магнитопровода непосредственно после измерения величин ДСи С.

Измерение характеристик изоляции производить не ранее чем через 12 ч после окончания заливки трансформатора маслом.

Тангенс угла диэлектрических потерь изоляции обмоток tg 6 для вновь вводимых в эксплуатацию трансформаторов, залитых маслом, не должен превышать значений, указанных в табл.

Сопротивление изоляции обмоток R6(r, для вновь вводимых в эксплуатацию трансформаторов, залитых маслом, не должно быть менее значений, указанных в табл.

6 Минимально допустимое пробивное напряжение пробы масла трансформатора

220 55* * Пробивное напряжение пробы остатков масла в трансформаторах на 110 кВ, транспортируемых без масла, должно быть не менее 50 кВ.

Пробивное напряжение проб масла из трансформаторов должно удовлетворять требованиям, приведенным в табл.

Отношение АС/С (для трансформаторов, поступивших на предприятие без масла или при необходимости осмотра активной части трансформатора со сливом масла) значений, измеренных в конце ревизии, и приращение значений АС/С, измеренных в конце и начале ревизии (приведенных к одной температуре), не должно превышать значений, указанных в табл.

9 Максимально допустимые значения С2/С50, %, обмоток трансформаторов в масле при различных температурах обмоток

Величина С2/С50 для вновь вводимых в эксплуатацию трансформаторов, залитых маслом, измеренная на монтаже, не должна превышать значений, указанных в табл.

Значения пробивного напряжения пробы масла трансформаторов приведены в табл.

Решение вопроса о включении трансформатора в эксплуатацию после монтажа или ремонта зависит от его мощности, напряжения, условий транспортировки (с расширителем или без него, с маслом или без масла), а также от условий, в которых находился трансформатор до начала монтажа и в период его выполнения.

Заполненный маслом, без расширителя 1.

Проверка давлением столба масла высотой 1,5 м от уровня крышки в течение 3 ч (трансформатор считают герметичным, если при проверке не наблюдается течи в местах, расположенных выше уровня масла, с которым он поступил на предприятие).

Окончательная проверка после монтажа трансформатора (до установки воздухоосушителя) давлением столба масла высотой 0,6 м над высшим рабочим уровнем масла в расширителе в течение 3 ч (при температуре 1масла в баке не ниже 10 °С)

Без масла, с избыточным давлением сухого воздуха или азота 1.

11 Условия включения трансформаторов I и II групп без сушки (I группа — трансформаторы мощностью до 1000 кВА на напряжение до 35 кВ, транспортируемые с маслом и расширителем; II группа — трансформаторы мощностью 1600.

6300 кВАна напряжение до 35 кВ, транспортируемые с маслом и расширителем)

30 'С При невыполнении условий а-1, 6-1 или в дополнительно определяют отношение С2/С5о обмоток в масле, которое должно удовлетворять нормам (табл.

9, измеряют tg 8 обмоток в масле, который должен удовлетворять нормам табл.

Уровень масла ниже отметок маслоуказателя, но обмотки переключателя покрыты маслом 2.

Условия включения трансформаторов III группы (мощностью 10000 кВА и более на напряжение до 35 кВ, транспортируемых с маслом без расширителя) без сушки

13 Условия включения трансформаторов IV группы (на напряжение 110 кВ всех мощностей, транспортируемых с маслом без расширителя) без сушки

2, более чем на 30 % в сторону увеличения При необходимости осмотра активной части трансформатора со сливом масла определить отношение АС/С в конце ревизии и приращение отношения АС/С, определенного в конце и начале ревизии (приведенные к одной температуре).

Для включения трансформаторов этой группы без сушки достаточно соблюдения одной из следующих комбинаций условий: 1) а, б, в, г (если ревизию активной части не производили); 2) а, б, в, г, д (если производили ревизию активной части со сливом масла).

Измерение Л60- и tg5 обмоток производят после заливки трансформатора маслом.

14 Условия включения трансформаторов V группы (на 110 кВ всех моищостей, транспортируемых без масла) без сушки

Пробивное напряжение остатков масла со дна бака должно быть не менее 50 кВ (действующее значение) 2.

При соблюдении условий а, 6-1, г, е разрешается заливка трансформатора маслом (обмотка должна быть покрыта маслом).

Пробивное напряжение пробы масла, взятой из нижней части бака, должно быть не менее 55 кВ R(,o«, измеренное после заливки трансформатора маслом, не должно отличаться от данных заводского протокола, приведенных к температуре измерения на монтаже в соответствии с табл.

4, более чем на 30 % в сторону уменьшения Индикаторный силика-гель для не увлажненного трансформатора должен иметь голубой цвет tg 5 обмоток, измеренный после заливки трансформатора маслом, не должен отличаться от данных заводского протокола, приведенных к температуре измерения на монтаже в соответствии с табл.

Измерение R60- и tgS обмоток выполняют после заливки маслом.

Контрольный прогрев и контрольная подсушка трансформаторов в масле

При установке на объектах контрольный прогрев в масле выполняют для силовых трансформаторов всех мощностей на напряжения до ПО кВ в следующих случаях: наличие признаков увлажнения масла, с которыми прибыл трансформатор, или при значениях АС/С (для трансформаторов, транспортируемых без масла), превышающих нормы (см.

Контрольный прогрев трансформатора производят с маслом без вакуума до температуры верхних слоев масла, превышающей высшую из температур, указанных в паспорте трансформатора, на 5 °С при нагреве методом постоянного тока или методом короткого замыкания и на 15 °С при нагреве индукционным методом.

Контрольную подсушку трансформатора в масле, т.

Прогрев производят с установленными вводами, расширителем, выхлопной трубой и маслом, залитым до нормального уровня.

Сушку изоляции трансформатора высокой температурой производят в вакуумных шкафах и собственном баке (без масла) или специальных камерах.

В эксплуатации наиболее часто применяется сушка трансформатора в его же баке без масла с применением вакуума, допустимого для данной конструкции (рис.

Перед сушкой масло удаляют и бак насухо протирают.

По окончании сушки температуру внутри бака снижают до 80 °С и трансформатор заливают сухим маслом под вакуумом.

Запрещается смешивать совтол с трансформаторным маслом.

Протокол анализа физико-химических свойств трансформаторного масла.

Протоколы проверки в лаборатории газового реле, реле уровня масла, реле KS-1000 (переключающего устройства типа РС-3), термометрических сигнализаторов (термометров) и всех измерительных приборов.

Протокол испытания на герметичность давлением столба масла полностью смонтированного трансформатора.

Включение трансформатора на ПО кВ под напряжение допускается не ранее чем через 12 ч после последней доливки масла.

До пробного включения трансформатора проверяют: уровень масла в расширителе и маслонаполненных вводах; состояние изоляторов (отсутствие повреждений, грязи, краски); отсутствие посторонних предметов на трансформаторе; открыты ли радиаторные краны, кран маслопровода, газового реле, а также задвижки (верхняя и нижняя) систем охлаждения ДЦ и Ц; отсутствие воздуха в трансформаторе (отвинчиванием пробок на вводах, люках и других частях), а также в газовом реле; заземление бака; отсутствие течи масла; правильность положения указателей на всех переключателях напряжения, а в трансформаторах с РПН — схему управления приводом переключающего устройства; соблюдение всех требований техники безопасности.

Трансформатор отключают в следующих случаях: сильном (или неравномерном) шуме или потрескивании внутри него; ненормально возрастающей температуре масла; выбросе масла из расширителя или разрыве диафрагмы выхлопной трубы; течи масла, вызывающей резкое снижение его уровня в расширителе, и при других явных признаках нарушения нормального состояния.

Структура условного обозначения: Т — трехфазный, Д — принудительная циркуляция воздуха и естественная масла, Т — трехобмоточный, Н — регулирование напряжения под нагрузкой.

МАСЛА.

Характеристики и показатели трансформаторного масла.

Очистка и сушка трансформаторного масла.

Метод глубокой сушки трансформаторного масла.

Заливка трансформаторов маслом.

Контрольный прогрев и контрольная подсушка трансформаторов в масле.

Изложены требования, определяющие выбор числа и мощности трансформаторов главной понижающей и цеховых подстанций; рассмотрены конструктивные схемы трансформаторов и назначение их основных элементов, а также характеристики трансформаторного масла, способы его очистки и сушки.

В цеховых ТП применяются трехфазные силовые трансформаторы с высшим напряжением 6; 10 кВ (реже 20; 35 кВ), с естественным охлаждением, заполненные маслом, негорючей жидкостью (совтолом, что сейчас запрещено) или сухой изоляцией.

В учебном пособии представлены материалы, позволяющие выбрать трансформаторы для установки на главных понижающих подстанциях (ГПП) предприятия и цеховых трансформаторных подстанциях (ТП), приведены схемы, основные конструктивные решения и характеристики различных видов трансформаторов, а также характеристики и показатели трансформаторного масла, методы его очистки и сушки.

II — устройство регулирования под нагрузкой (РПН); 12 — термосифонный фильтр; 13 — воздухоосушитель; 14 — указатель уровня масла; 15 — расширитель; 16 — соединительная трубка индукцию до 1,7 Тл.

7 — стенка бака; 2 — труба для присоединения воздухоосушителя; J — соединительная гайка; 4 — смотровое окно патрона с индикаторным силикагелем; 5 — масляный затвор; 6 — указатель уровня масла в затворе масло в сочетании с твердыми диэлектриками: бумагой, электрокартоном, гетинаксом.

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом.

10% объема масла в трансформаторе и системе охлаждения.

Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема которого при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе, при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него.

Масло очень гигроскопично, и если расширитель непосредственно связан с атмосферой, то влага из воздуха поступа

Схемы конструктивного выполнения азотной защиты масла в трансформаторах: а — система с переменным давлением азота над поверхностью масла; б — система с нормальным атмосферным давлением азота и эластичным резервуаром; 1 — бак трансформатора; 2 — эластичный резервуар; 3 — козлы для подвешивания резервуара ет в масло, резко снижая его изоляционные свойства.

Возможно также применение специальной пленки-мембраны в расширителе на границе масло—воздух.

Верхняя полость выхлопной трубы и воздушное пространство над поверхностью масла в расширителе соединены трубкой.

Это необходимо для выравнивания давлений с обеих сторон диафрагмы при изменении объема масла в нормальных эксплуатационных условиях.

Маслоуказатель служит для контроля уровня масла в трансформаторе.

На шкале маслоуказателя нанесены три контрольные риски, соответствующие уровням масла в неработающем трансформаторе при температурах -45, +15 и +40 "С.

В корпус маслоуказателя встроен также специальный герметичный контакт (геркон), подающий сигнал в случае недопустимого понижения уровня масла в трансформаторе.

Термосифонный фильтр крепится к баку трансформатора и заполняется силикагелем или другим веществом, поглощающим продукты окисления масла.

При циркуляции за счет разности плотностей горячего и холодного масла происходит непрерывная его регенерация.

Передвижной адсорбер для регенерации масла:

Количество адсорбента, засыпаемого в термосифонный фильтр трансформатора, составляет около 1 % залитого в него масла.

Для предупреждения окисления масла кроме фильтров и азотной защиты применяются антиокислительные присадки, способствующие поддержанию качества масла длительное время и защищающие другие изоляционные материалы трансформатора.

Срок службы масла с антиокислительными присадками увеличивается в 2 — 3 раза, стоимость их относительно небольшая, уход намного проще, чем за другими видами защиты масла.

В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается маслу, циркулирующему по баку и радиаторам, а затем — окружающему воздуху.

Масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) применяется для более мощных трансформаторов.

Пуск и останов вентиляторов осуществляется автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла.

Принципиальная схема охладителя системы Д: / — бак трансформатора; 2 — радиаторы охладителя; 3 — вентилятор обдува тать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100 % от номинальной, а температура верхних слоев масла не более 55 "С, а также независимо от нагрузки при отрицательных температурах окружающего воздуха и температуре масла не выше 45 °С (ПТЭ).

Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора, что позволяет изготовлять такие трансформаторы мощностью до 80 000 кВ • А.

Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители (ДЦ) применяется для трансформаторов мощностью 63 000 кВ • А и выше.

Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители (рис.

Благодаря высокой скорости циркуляции масла, большой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью.

Масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (Ц) принципиально устроено так же, как охлаждение ДЦ, но в отличие от последнего охладители в этой системе состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло.

С дутьем и естественной циркуляцией масла д

С естественной циркуляцией воздуха и мц принудительной циркуляцией масла

С принудительной циркуляцией масла дц

С принудительной циркуляцией воды и естественной MB циркуляцией масла




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru